Искренне уважаемый и даже обожаемый нами Боб Дилан стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Он был удостоен престижной награды с формулировкой «за создание нового поэтического языка в рамках великой американской песенной традиции».
Выбор комиссии удивил и даже возмутил многих неравнодушных критиков, неравнодушных к чужому успеху. Так, не смог оставить без внимания достижение коллеги поэт-песенник Юрий Лоза. Автор многочисленных резонансных заявлений в адрес известных музыкантов в интервью РИА Новости сказал, что «премия становится карманной американской». Дескать, рассматривать творчество Дилана можно лишь с позиций американской культуры, а остальному миру он не интересен.
Впрочем, оставим в покое Лозу и ему подобных комментаторов. Поклонникам Боба плевать с высокой колокольни на завистливые ремарки деятелей, которым Nobel Prize явно не светит даже в их собственных фантазиях.
Song-Story.ru предлагает вспомнить, что автор многочисленных хитов рассказывал о своих известных музыкальных произведениях. По ссылкам вы сможете прочитать об историях создания песен Боба Дилана.
Blowin’ in the Wind
Начнем со знаменитой композиции “Blowin’ in the Wind”. Ее основную идею Dylan объяснил так:
Мне особо нечего рассказывать об этой песне, кроме того, что “ответ в дуновении ветра”. Он не в книге, фильме, телешоу или группе по интересам. Чувак, он в ветре – в дуновении ветра. Слишком многие из этих знающих толк во всем людей рассказывают мне, где находится ответ, но я в это не поверю. Я по-прежнему говорю, что он в дуновении ветра, и он, подобно беспокойному листку бумаги, когда-нибудь должен будет опуститься на землю… Но единственная проблема в том, что никто не подбирает ответ, когда он опускается на землю, поэтому совсем немногие люди способны увидеть и понять… А затем он улетает.
Sing Out!, 1962
Like a Rolling Stone
А теперь о песне, которую Боб Дилан считает лучшей из числа тех, что он написал:
Она занимала страниц десять. Она никак не называлась – просто ритмичная вещь на бумаге, рассказывающая о моей непоколебимой, искренней ненависти к некоему вопросу. Но в конце это была уже не ненависть, а рассказ кому-то о чем-то, чего они не знали, рассказ о том, что им повезло. «Отмщение» — вот более подходящее слово. Я сначала не рассматривал ее как песню, пока однажды не сидел за фортепьяно, а на бумаге зазвучал напев “How does it feel?” в медленном темпе, в крайне медленном темпе.
Saturday Evening Post, 1966
Desolation Row
Далее о треке, идея которого заставила ломать головы многих критиков. В интервью USA Today Боб рассказал о замысле “Desolation Row”:
…это от начала до конца песня менестреля. В юности я видел на карнавалах шутовские представления бродячих певцов, загримированных чернокожими, и это впечатлило меня, как будто я увидел женщину с четырьмя ногами.
USA Today, 2001
Mr. Tambourine Man
Из-за этой песни Боба Дилана часто называют «Человеком с тамбурином», хотя в словах композиции явно имелся в виду не он. Послушаем автора:
Брюс играл со мной на многих ранних записях. На одной сессии Том Уилсон попросил его сыграть на тамбурине. А у него был этот гигантский тамбурин. Он был реально большим. Он был величиной с колесо телеги. Он играл, и образ того, как он играет, просто застрял у меня в голове.
1985
All Along the Watchtower
Замечательный кавер этой песни записал Джими Хендрикс, хотя оригинал ничуть не хуже. Вот что Боб рассказывал о треке:
Есть три способа <писать песни>. Ты сочиняешь слова и пытаешься подобрать мелодию. Или, если у тебя рождается мелодия, ты должен как-то набить ее текстом. А есть и третий способ, когда они появляются одновременно. Вот когда все перепутывается: слова становятся мелодией, а мелодия – словами. И для таких, как я, это идеальный метод. “All Along the Watchtower” была написана именно так. Она появилась за очень короткое время.
“Fort Lauderdale Sun Sentinel”, 1995
Hurricane
Данную композицию Боб Дилан посвятил трагической судьбе боксера Рубина «Урагана» Картера.
С первой же встречи я уехал, зная одно… Я понял, что его философия и моя философия идут по той же дороге, а таких людей не слишком часто встретишь.
The Times They Are a-Changin’
А теперь вспомним, что говорил Bob Dylan об одной из своих самых известных протестных композиций:
Это была песня с замыслом. Она появилась на свет под влиянием ирландских и шотландских баллад… “Come All Ye Bold Highway Men”, “Come All Ye Tender Hearted Maindens”. Я хотел написать большую песню с короткими, лаконичными куплетами, которые нагромождались бы друг на друга, производя гипнотический эффект. В какой-то период движение за гражданские права и фолк-музыка были весьма близки и довольно тесно связаны.
Аннотация к альбому “Biograph”, 1985
Напоследок вспомним, что сказал о творчестве Боба Дилана великий гитарист Джими Хендрикс:
Всем людям, которым не нравятся песни Боба Дилана, следует почитать его стихи. Они полны радости и печали жизни.
Источник: newsland.com