Rock Metall

Сайт о тяжёлой музыке

Интервью с Napalm Death

Культовые английские мастодонты дэт-грайндовой сцены Napalm Death всегда были образцом бескомпромиссности и похвального упрямства. Яростно отстаиваемая гражданско-политическая позиция; уверенный музыкальный курс, позволивший саунду группы стать трендом вне трендов – все, в том числе специфический бирмингемский акцент Марка «Барни» Гринуэя, индивидуально и уникально.

Говорить с «напалмовским» вокалистом действительно трудно – полагаю, даже англоязычная часть населения планеты с трудом вникает во все дивные комбинации звуков, исторгаемые легендарной глоткой (например, слово «about» в исполнении Барни звучит как «эбайт», «say» – как «сай», а «lives» – как «лойвс»). Но я честно постаралась разобраться. Поводом для разговора послужил новейший, четырнадцатый по счету альбом Time Waits For No Slave, просочившийся в Интернет за несколько месяцев до официального релиза. «Я в курсе, что наш материал уже давно не нов для тех, у кого имеется доступ к mp3-серверам, – говорит Барни, – и нормально к этому отношусь. То есть принимаю как должное. Как особенность времени и как будущее всей звукозаписывающей отрасли. Мы не Metallica или какая-нибудь другая мажорная команда, так что глупо было бы возмущаться сволочной публикой. Но… очень хотелось бы, чтобы настоящие фэны, прослушав альбом в Интернете до его официального выхода, впоследствии все-таки купили наш диск. Так будет честно по отношению к группе – ну и, конечно, несколько поможет нам продолжать заниматься музыкой. Хотя если у кого-то реально нет денег, нет возможности купить сидюк, пускай качает: уж лучше пластинку услышать так, чем никак».

«Смысл названия нового альбома очевиден, – продолжает Барни о концепции Time Waits For No Slave, – время не ждет никого, и пока мы бездумно прожигаем свои жизни, песок в часах продолжает сыпаться. Человеческий век короток – а драгоценные минуты чаще всего тратятся на пустяки, на мнимые ценности. И мы слишком редко останавливаемся, оглядываемся вокруг, чтобы, рефлексируя, вдуматься в происходящее, насладиться моментом. Мы всю жизнь трудимся, стремимся к неким материальным благам, самоутверждаемся, ищем себе занятия – а ведь если разобраться, мало что стоит серьезных усилий. Мы пришли в этот мир голыми – такими и уйдем. Эта тема и меня касается тоже, к сожалению: я всегда работал, что-то делал… и иногда жалею об упущенных возможностях расслабиться и подумать, кто я, что, как и зачем. Нет времени наслаждаться простыми вещами: посидеть в парке на скамеечке, послушать пение птиц, посмотреть, как происходит круговорот вещей в природе. По большому счету, это не менее важно и интересно, чем сидеть за бумагами в офисе или шляться по магазинам, выбирая то, что, по мнению рекламщиков, нам нужно».

Несмотря на философский настрой 39-летнего автора текстов и умиротворенно-задумчивую тематику нового диска, Napalm Death традиционно далеки от слезливых баллад. Классически мощное, насыщенное звучание Time Waits For No Slave не оставляет сомнений: брутальные англичане не стареют, и концентрированная агрессия по-прежнему способна взбить и разболтать ваш мозг, словно яйцо всмятку, размазав последние извилины. И не так уж важно, о чем они поют: о правительственной террористической паранойе и стремлении контролировать все и вся под маркой заботы о государственной безопасности (The Code is Red… Long Live the Code, 2005), о длинных щупальцах церковной власти (Smear Campaign, 2006) или о позабытых птичках в весеннем парке – звучит это убедительно.

«Я не настолько наивен, чтобы полагать, что я лично могу что-то серьезно изменить в этом мире. Или наша группа. Глобально – нет. Но, с другой стороны, не думаю, что 20 лет в музыке прошли напрасно и мы кричим в пустоту. Пускай хотя бы несколько человек, небольшая группа фэнов реально понимают, что мы хотим сказать. Это уже много значит. У нас никогда не было желания навязывать свое мнение: мы просто забрасываем зерна сомнения, сеем идеи – и здорово, если почва оказывается плодородной. Распространено мнение, мол, политика – это не для металлистов; главное – музыка, а не лирика. Но почему? Почему эмоциям, которые выражаются посредством музыки, не придать смысловую нагрузку? Ведь я не требую, чтобы со мной соглашались. Но пускай люди почитают тексты и подумают о проблемах, которые мы поднимаем. Просто подумают и не останутся равнодушными. Апатия и равнодушие – это самая большая угроза для нормального существования в сегодняшнем мире, – говорит Барни. – Кстати, если бы я не был музыкантом, то пошел бы в профсоюзы. Или еще что-нибудь общественное: говорить, работать с людьми, а не пахать на дядю».

Любопытен факт, что в списке околомузыкальных занятий Гринуэя числится подработка в известном британском журнале Kerrang! в качестве рецензента прогрессив-металлических (!) альбомов. А основным немузыкальным занятием до последнего времени была работа в компании, занимающейся дистрибьюцией видеоигр. Причем не только ради денег, но и как хобби: по признанию Барни, его главными пороками на сегодняшний день являются виртуальные игрушки, шоколад и футбол (любимый клуб – Aston Villa, в честь которого даже сделана татуировка на теле).

«К сожалению, английский футбол в сознании многих людей до сих пор ассоциируется с драками и массовыми беспорядками. А жаль. К спорту эта уличная романтика отношения не имеет – и, думаю, не надо лишний раз говорить, что все это глупо и неправильно. Хотя наши фэны в последние годы практически успокоились – и теперь знамя хулиганства перешло к России, Польше и некоторым другим странам Восточной Европы. Удивительное дело: на вашей территории футбольные хулиганы ведут себя так же, как это было в Англии 70-х! Этакий флэшбэк».

Агрессивное поведение самого «напалмовца», по его признанию, осталось в прошлом. Были, мол, разные случаи, но с годами пришло осознание, что истинная сила – в словах и способности договориться, а не в величине кулаков. Хотя, конечно, есть и больные темы… для Napalm Death одной из них в последние годы стало набирающее силу национал-социалистическое движение. Авторы скандального кавера Dead Kennedys «Nazi Punks Fuck Off» (издавался на одноименном EP в 1993 году, прибыль от которого была перечислена на счет антифашистских организаций) не упускают возможностей сунуть колючку в неонацистские задницы, будь то концертные выступления, интервью или общественно-политические акции – ну и ответ, понятное дело, получают той же монетой. Вообще, если вы хотите разозлить Гринуэя или подвигнуть его на пламенную речь – задайте вопрос об отношениях с нацистами. Вам понравится!..

«Помню, был фестиваль в Эстонии, на котором мы жестоко схлестнулись с российской группой «Коррозия Металла». Совершенно ненормальные парни с идиотским имиджем и тупыми ультрафашистскими лозунгами. Я, конечно, понимаю, что это во многом эпатаж и провокация, но… они попали под горячую руку! Началось настоящее месилово! Блин, не было тогда возможности поговорить и высказаться, но группа, сука, состоит из полнейших уродов… полное говно, – Барни начинает нервничать и материться.

– После того, как развалился Советский Союз и пошла прахом мощная советская идеологическая система, люди в Восточной Европе бросились в противоположный лагерь. Сегодня это движение набирает силу уже в качестве тренда. И все бы ничего (тренды приходят и уходят), но оно опасно и неправильно.

Национал-социалистические идеи предполагают насильственные методы, ущемление прав человека, унижение и дискриминацию. Все чаще происходят убийства на почве расизма – и ничто не может оправдать эти злодеяния. Мне когда-то казалось, что в мире людей нет ничего такого, что могло бы по-настоящему удивить или поразить. Ан нет, фашистские настроения в странах, которые в свое время пострадали от фашизма сильнее всего, – это как минимум дико и чудовищно».

На вопрос, стоит ли слушать NS-группы, просто наслаждаясь музыкой и не вникая в идеологические тонкости, Гринуэй качает головой:

«Я слишком много знаю об этих парнях. Поэтому призываю бойкотировать подобные коллективы – и не важно, что именно они играют. Задумайтесь, кому вы платите деньги за музыку? Тем, кто использует эти средства, чтобы уничтожать других? Тем, кто закидывает почтовые ящики черных семей тупым нацистским спамом? Просто подумайте».

«Я часто провоцирую всяких уродов, – признается Барни, – и мне все равно, если на концертах кто-то показывает средний палец или даже плюет в нашу сторону. Иногда арийские членоголовые персонажи наезжают… фиг с ними, такова жизнь. Я буду драться. Я буду выступать против унижения человеческого достоинства, ну а когда надоест, просто пошлю всем козлам воздушный поцелуй!» Лидер «Напалмовой Смерти» смеется и резюмирует: «Творчество нашей группы всегда было направлено в поддержку тех, кому в этой жизни достается сильнее всего. Негры, азиаты, евреи, геи, бездомные, женщины и мужчины – мы с вами!»

Бескомпромиссный «напалмовский» фронтмен до сих пор холост, детей не имеет (по его словам, «пока не готов»). С 14 лет придерживается вегетарианства и давно не употребляет алкоголь. Хотя свою кличку «Barney» в свое время получил именно благодаря горячительным напиткам. «Знаешь старую хардкоровую группу Doom? Так вот, драммер этой команды Стик – мой давний друг. Когда я еще бухал – много-много лет тому назад, пока это дело не надоело, – в пьяном состоянии вел себя, как медведь на выставке хрустальных изделий. Бродил с пустым взглядом и во все врезался. В дома, в деревья… один раз со стены упал кондиционер, когда я об него стукнулся. Еще как-то потоптал огород своего товарища: тупо слонялся по нему туда-сюда. Короче, стопроцентно бесконтрольное туловище. Стик за это называл меня Barney Rubble (по имени персонажа из мультика про семейку Флинстоунов) – а потом просто Barney. Так и пошло. Я уже много лет не пью, а кличка осталась».

Свое вегетарианство Марк объясняет как результат познавательной экскурсии, на которую его водили в школе: «Нас привели на бойню. И… это было жутко. Просто шок. Единственная мысль билась в воспаленном мозгу: «Не хочу иметь со всем этим ничего общего. Никогда». И с тех пор не ем мяса. Кроме того, в последние годы перестал пользоваться вещами и употреблять в пищу продукты, которые тестировались на животных. Благо, вегетарианцев в мире становится все больше – и от однообразия страдать не приходится. Единственное, были некоторые проблемы в России – но сейчас и у вас все в порядке. Если несколько лет назад мне могли предложить только капусту, то сейчас появились целые вегетарианские рестораны. И это не может не радовать. А вообще, из всего разнообразия продуктов предпочитаю картошку. Блюда из картошки и сои – просто прелесть!»

Говоря о концертах в России, Барни, конечно, вспоминает не только о еде. Как минимум – гордится фактом, что Napalm Death были первой дэт-метал группой, выступившей в нашей стране; как максимум – с удовольствием припоминает все свои визиты в государства постсоветской территории. «Огромное спасибо вам за поддержку! Надеюсь, вскоре снова встретимся, а Time Waits For No Slave вам понравится. Не буду призывать к покупке диска… черт, если вам не хватает денег, можете просто скачать. Но если есть возможность – купите. Помните, что тем самым вы даете нам возможность делать то, что мы делаем».

Факт

«Напалмы» числятся в книге рекордов Гиннеса как авторы самой короткой песни: ею стала «You Suffer» с дебютного альбома Scum 1987 года. Длительность звучания трека – 0,7 минуты.

Драка на музыкальном фестивале в Таллинне

Как сообщило эстонское информационное агентство BNS, в минувшие выходные на ежегодном музыкальном фестивале Rock Summer-94 в Таллинне звезды британского металлического рока – группа Napalm Death и российские музыканты из группы «Коррозия металла» попытались выяснить отношения с помощью кулаков.

Несколько лет назад, когда Napalm Death выступали в Москве, многие российские группы, в том числе и «Коррозия металла», передали англичанам записи своих песен в надежде, что их материалами заинтересуются западные фирмы грамзаписи. Однако записи «Коррозии металла» англичане выбросили, заявив, что «не выносят нацистов». И когда обе команды встретились в Таллинне на фестивале Rock Summer, музыканты из «Коррозии металла» решили потребовать от англичан извинений. В ходе словесной перебранки один из английских музыкантов ударил русского «рокера», между музыкантами обеих групп завязалась драка. Разнять дерущихся сумели только работники фестивальной службы безопасности. Вечером того же дня музыканты из Napalm Death и «Коррозии металла» снова оказались вместе в одном из таллиннских ночных клубов и вновь устроили потасовку. О том, что случилось с вокалистом блэк-метал коллектива Mayhem, читатйте в разделе новостей сайта.

(Газета «Коммерсантъ», № 133(601) от 20.07.94)

«1ROCK», 2009
Дискография
Альбом Enemy Of The Music Business — 2000
Фотогалерея
Концертные фото 1415
Концертные фото
Видеогалерея
Лучшие песни
See video
Success?

Updated: 26.08.2019 — 20:36
Rock Metall © 2024
homepage counter